Содержание раздела:
Роль речного транспорта в развитии Сибири
МТБ и структура управления речным транспортом
Характеристика транспортного процесса
Показатели перевозок грузов (пассажиров)
Формы изображения грузовых и пассажирских потоков
Основные эксплутационные характеристики транспортного флота
Экономические характеристики речных судов
Технологические процессы работы транспортных судов
Виды технологических процессов работы флота
Основные направления развития промышленных сил Сибири (по данным Сибирского отделения РАН):
1. Дальнейшее развитие Западно-Сибирского нефтегазового комплекса (ЗСНГК).
2. Повышение роли Кузбасса как поставщика топлива в Европейскую часть страны.
3. Формирование энергопромышленных комплексов и освоение природных ресурсов Ангаро-Енисейского региона (КАТЭК – Камско-Ачинский топливно-энергетический комплекс).
4. Освоение зоны хозяйства БАМа.
5. Организация круглогодичной навигации по Северному морскому пути и освоение природных ресурсов арктической зоны.
На территории ЗСНГК добывалось ежегодно 365 млн. тонн нефти и 370 млрд. м3 природного газа. В настоящее время добывается 180 млн. тонн. На каждые 10 млн. тонн нефти нужно завести 1 млн. тонн грузов, следовательно нужно доставлять 18 млн. тонн различных грузов ежегодно.
Кузбасс: утвержденные (разведанные) запасы топлива в Кузбассе – 800 млрд. тонн. В конце 80-х годов ежегодно добывалось 150 – 180 млн. тонн, в настоящее время 98 млн. тонн.
КАТЭК: Запасы угля 600 млрд. тонн. В конце 80-х годов ежегодно добывалось 105 млн. тонн. Качество угля хуже чем у кузбасского.
Характеристика транспортных связей Сибири и Дальнего Востока.
речной транспорт | 78 тыс. км | |
железнодорожный транспорт | 25 тыс. км | |
морские пути | 6,3 тыс. км |
Очевидно, что РТ занимает по протяженности путей в Сибири и на Дальнем Востоке доминирующее положение.
ЗСНГК | 60% | |
Норильский ГМК | 70% | |
Якутия | 85% | |
Северо-восточное побережье | 95% |
Недостатками РТ являются:
Сезонность работы. В течении навигации РТ завозится годовая потребность в угле, весной в удобрениях, осенью - урожай.
Водные пути в основном проходят в меридиональном направлении, тогда как основной грузовой поток идет в широтном направлении.
Нет единой связанной речной системы какая имеется в Центральной части России.
Скорость доставки груза водным транспортом в среднем 153–160 км/сутки, на железнодорожном транспорте 157–165 км/сутки (с учетом погрузки, транспортировки, выгрузки).
 
Основные элементы МТБ
1. Флот
2. Пути и путевое хозяйство (ГТС, шлюзы, обстановка)
3. Порты (причалы, склады, перегрузочные механизмы, пассажирские вокзалы)
4. РЭБ
5. Связь
 
Классификация флота (флот является основой МТБ речного транспорта):
1. По назначению: 1.1 Транспортный: 1.1.1 Грузовой; 1.1.2 Буксирный; 1.1.3 Пассажирский: 1.1.3.1 Транспортный; 1.1.3.2 Туристический; 1.1.3.3 Экскурсионный; 1.2 Служебно-вспомогательный: 1.2.1 Обслуживающий; 1.2.2 Разъездной; 1.3 Технический; 1.4 Спортивный. |
2. По характеру движения 2.1 Самоходный; 2.2 Несамоходный; 2.3 Стоечный (дебаркадеры, доки, перегружатели). |
  3. По типу двигателя: 3.1 Пароходы; 3.2 Теплоходы; 3.3 Дизель-электроходы; 3.4 Атомоходы; 3.5 Турбоходы; 3.6 Суда приводимые в движение мускульной силой; 3.7 Суда приводимые в движение за счет силы ветра.   |
  4. По типу движителя: 4.1 Винтовые; 4.2 Колесные; 4.3 Водометные; 4.4 Весельные; 4.5 Парусные; 4.6 С крыльчатыми движителями; 4.7 С воздушными винтами. |
  5. По району плавания: 5.1 Малые реки и притоки; 5.2 Речные; 5.3 Озерные; 5.4 Морские; 5.5 Смешанного река-море плавания.   |
  6. По типу поддержания корпуса судна: 6.1 Водоизмещающие; 6.2 Суда на подводных крыльях (СПК); 6.3 Суда на воздушной подушке (СВП): 6.3.1 Скегового типа; 6.3.2 Амфибийного типа; 6.4 Экранопланы; 6.5 Глиссирующие.   |
Надзор за техническим состоянием судов и установление разрядов районов плавания осуществляет Морской регистр и Речной Регистр РФ. Речной Регистр РФ является органом государственного технического надзора за судами речного флота, эксплуатирующимися на внутренних водных путях и выходящими в морские прибрежные районы.
Речной Регистр с учетом условий плавания в различных бассейнах устанавливает их разряд, разрабатывает правила классификации и др. нормативные материалы для проектирования, постройки и эксплуатации судов.
Техническому надзору РР подлежат самоходные суда с главными двигателями мощностью 37 кВт и более, несамоходные суда валовой вместимостью 285 м3 и более, суда специального назначения (дноуглубительные снаряды, дебаркадеры, доки и т.п.) длиной 20 м и более.
Бассейны, в которых эксплуатируются речные суда, разделяют на три категории:
-   внутренние водные бассейны,
-   устьевые участки с морским режимом судоходства,
-   морские районы плавания.
  | Головная организация: | Год: |
  | МРФ РСФСР | 1956 |
  | Концерн РОСРЕЧФЛОТ | 1990 |
  | Департамент речного транспорта | 1992 |
  | Служба речного флота МТ РФ | 1996 |
 
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РФ |
| |
СЛУЖБА РЕЧНОГО ФЛОТА |
| |
| |
|
|
| |
| |
|
|
| |
|
| |
|
| |
|
 
УПРАВЛЕНИЯ |
| |
| |
| |
|
|
|
Назначение транспорта – перевозка грузов и пассажиров.
Элементы транспортного процесса:
1.   Прием груза в порту от грузоотправителя или со смежного вида транспорта.
2.   Хранение груза на складах порта до его погрузки в судно.
3.   Погрузка груза на судно.
4.   Перемещение груза из пункта отправления в пункт назначения.
5.   Выгрузка груза из судна.
6.   Хранение выгруженного груза.
7.   Выдача груза грузополучателю или его погрузка (силами и средствами порта) на смежный вид транспорта.
 
Показатели перевозок грузов:
1.   Количество перевезенных грузов (SG, т).
2.   Грузооборот - характеризует транспортную или перевозочную работу флота
3.   Средняя дальность перевозки  
( , км).
4.   Густота перевозок - характеризует напряженность грузовых перевозок и интенсивность использования пути   ( ,
).
 
Показатели перевозок пассажиров:
1.   Количество перевезенных пассажиров (S У, чел.).
2.   Пассажирооборот (SУ·l = Апс, псжкм).
3.   Средняя дальность перевозки  
( , км).
4.   Густота перевозок   ( ,
).
Коэффициент неравномерности перевозок по времени показывает превышение перевозок в наиболее напряженный период над среднемесячным показателем.
По грузоперевозкам:
;
аналогично, по пассажирским перевозкам:
Коэффициент неравномерности перевозок грузов по направлениям (коэффициент загрузки обратного направления).
По грузоперевозкам:
;
аналогично, по пассажирским перевозкам:
 
Для наглядного представления грузовых и пассажирских потоков, существуют следующие основные формы их изображения:
1.   Табличная (корреспонденция грузовых потоков).
2.   Дислокация (схема грузопотоков на расчетном участке).
3.   Шахматная таблица грузопотоков.
4.   Картограмма грузопотоков.
5.   Диаграмма календарного распределения.
6.   Динамическая прямая грузопотоков.
Грузопотоком называется количество однородного груза предъявленного к перевозке из одного пункта отправления в один пункт назначения.
Дислокация это график, на котором по оси абсцисс представлены: участок пути с указанием пунктов отправления и назначения грузов и расстояния между пунктами, а по оси ординат - размер каждого грузопотока. График строят с соблюдением масштаба.
Правила построения дислокации:
1.   Участок реки изображают в виде двух параллельных линий по горизонтали (лента реки) независимо от ориентации реки относительно сторон света. Направление течения реки принимают слева на право. В принятом масштабе расстояний в соответствии с географической последовательностью на ленту реки наносят все корреспондирующие пункты, т.е. пункты отправления и назначения грузов (А-Г).
2.   Грузовые потоки в соответствии с принятым по вертикали масштабом располагают по правой стороне движения, т.е. грузопотоки следующие вверх, изображают над лентой реки, а следующие вниз - под лентой. В процессе построения дислокации в каждом пункте участка по оси ординат откладывают значение соответствующего объема груза, отправляемого из данного пункта.
3.   Построение дислокации начинают с грузового потока, имеющего наибольшую дальность перевозки, группируя все потоки по родам грузов и пунктам отправления. Если грузовые потоки следуют в одном направлении, то их накладывают один на другой, т.е. суммируют, в результате чего ордината на каждом участке показывает общий объем отправленного груза и густоту перевозок. Так как по оси абсцисс откладывают расстояние перевозки, площадь полученной фигуры с учетом масштабов по горизонтали и вертикали дает грузооборот в целом по участку, отдельно по направлениям перевозки и по родам груза.
Дислокация:
 
Условные обозначения:
 ![]() |
 ![]() |
 ![]() |
 ![]() |
 ![]() |
 ![]() |
 
Корреспонденция:
Пункты | Род груза | Количество перевозок; тыс. т | Грузооборот; млн ткм | |
отправления | назначения | |||
А | Г | Гравий | 50 | 5 |
А | В | Гравий | 30 | 3 |
Б | В | Шлак | 20 | 2 |
Г | А | Лес | 5 | 0,5 |
Г | Б | Лес | 25 | 2,5 |
Г | В | Лес | 50 | 5 |
 
Шахматная таблица:
ПН ПО |
A | Б | В | Г | Всего отправлено | Густота перевозок | |||||||||||
вверх | вниз | вверх | вниз | ||||||||||||||
А |   | 20 | 30 | 50 | 100 | - |
|
|
|||||||||
Б | 100 |   | - | 40 | 40 | 100 | |||||||||||
В | 40 | 10 |   | 20 | 20 | 50 | |||||||||||
Г | 5 | 25 | 50 |   | - | 80 | |||||||||||
Всего прибыло | сверху | 145 | 35 | 50 | - |   | 230 | ||||||||||
снизу | - | 20 | 30 | 110 | 160 |   |
Игi = Игi-1 – SGi-1приб + SGiотправ   –   густота перевозок на i-ом участке
 
Транспортный флот является важнейшим элементом технологического процесса доставки груза. Основными эксплуатационными характеристиками транспортного флота являются установленные Регистром страны регистровые параметры:
Qp - грузоподъемность для грузовых самоходных, грузовых несамоходных и грузопассажирских судов, т.;
Np - мощность для буксирных судов и рейдово-маневрового флота, кВт;
М - пассажировместимость для пассажирских и грузопассажирских судов, чел.;
L - габаритная длина для стоечных судов (дебаркадеры, доки), м.
Кроме того, к числу эксплуатационных характеристик относятся следующие:
-   грузовая характеристика,
-   скоростная характеристика,
-   ходовая характеристика,
-   тяговая характеристика.
  Грузовой характеристикой самоходного грузового судна является зависимость его грузоподъемности от значения осадки Qp = f(T), иначе эта характеристика носит название графика грузового размера: график грузового размера самоходного судна ограничивается с одной стороны осадкой судна в порожнем состоянии (Т0), с другой стороны - регистровой осадкой (Тp) |   | ![]() |
  Для несамоходного грузового судна грузовой характеристикой является, аналогично грузовому теплоходу, зависимость грузоподъемности от осадки. |
 
  Скоростная характеристика  Скоростной характеристикой является зависимость скорости относительно воды от осадки V = f(T) |   | ![]() |
 
  Ходовая характеристика  Для несамоходного судна существует на скоростная, а ходовая характеристика - это зависимость приведенного сопротивления от осадки R’э = f(T) |   | ![]() |
 
  Тяговая характеристика   Под тяговой характеристикой буксирного судна понимается зависимость приведенной силы тяги на гаке для буксировщиков и силы упоры для толкачей от скорости относительно воды F’г= f(V) Fг- абсолютная сила тяги на гаке F’г = Fг/V 2   R’э = f(T) |
  | ![]() |
  В т. А скорость относительно воды равна 0, абсолютная сила тяги на гаке равна силе тяги на швартовых, приведенная сила тяги на гаке равна бесконечности.   В т. Б скорость относительно воды равна 1 м/с, абсолютная сила тяги на гаке равна приведенной силе тяги на гаке.   В т. С скорость относительно воды равна скорости корпусом, абсолютная сила тяги на гаке равна приведенной силе тяги на гаке и равна 0. |
 
Основными экономическими характеристиками речных транспортных судов являются:
1.   Строительная балансовая стоимость;
2.   Эксплуатационные расходы на содержание судна в год;
3.   Судо-часовые (суточные) и удельные показатели эксплуатационных расходов и строительной стоимости;
4.   Численность экипажа.
Судо-суточные (часовые) показатели эксплуатационных расходов грузового несамоходного судна:
SЭi   –   эксплуатационные расходы на содержание несамоходного судна в год;
t'раб   –   период использования судна на транспортной работе; сут, час:  
t'э  -   период физической навигации;
t'рем  -   плановые затраты времени на ремонт судна.
Удельный показатель эксплутационных расходов грузовых несамоходных судов:
Для самоходных грузовых судов показатель судо-суточных расходов считается иначе, т.к. на расходы оказывает влияние стоимость топлива и смазки:
Удельный показатель эксплутационных расходов грузового самоходного судна:
Удельный показатель эксплутационных расходов буксирного судна:
Удельный показатель эксплутационных расходов пассажирского судна:
При выполнении проектных расчетов возникает необходимость считать показатели строительной стоимости судна.
Судо-суточный показатель строительной или балансовой стоимости определяется для всех видов флота:
Удельный показатель строительной или балансовой стоимости определяется т.ж. как и удельные показатели эксплутационных расходов:
Удельный показатель строительной или балансовой стоимости грузового самоходного судна:
Удельный показатель строительной или балансовой стоимости буксирного судна:
Удельный показатель строительной или балансовой стоимости пассажирского судна:
Зависимость экономических характеристик транспортных судов от их основных эксплутационных характеристик рассмотрим на примере грузового несамоходного судна:
  При увеличении грузоподъемности судна судо-суточные расходы возрастают, суммарные эксплутационные расходы т.ж. возрастают, но удельный показатель расходов уменьшается, то есть расходы на единицу произведенной продукции уменьшаются. |   | ![]() |
  Аналогичную картину можем наблюдать и для буксирного и для пассажирского флота. |
 
Под технологическим процессом работы транспортных судов понимается завершенный цикл работ при перемещении грузов или пассажиров.
Технологические процессы по каждому виду технических средств состоят из рабочих процессов, а каждый рабочий процесс в свою очередь состоит из отдельных операций и приемов.
Технологический процесс грузового самоходного судна состоит из рабочих процессов:
1.   Технические операции с судном в пункте отправления;
2.   Погрузка;
3.   Движение (перемещение груза из пункта отправления в пункт назначения);
4.   Технические операции в пути (шлюзование, снабжение судна, бункеровка);
5.   Грузовые операции в пути (догрузка, паузка, переформирование состава);
6.   Выгрузка;
7.   Технические операции в конечном пункте.
В свою очередь рабочие процессы могут быть разбиты на операции:
-   подход судна к причалу;
-   швартовка;
-   осмотр судна и т.д.
Для несамоходных судов некоторые элементы технологического процесса носят иной характер.
 
В зависимости от состава рабочих процессов и операций выделяют три вида технологических процессов работы транспортных средств:
-   Рейс;
-   Круговой рейс;
-   Оборот.
Рейсом транспортного судна называется совокупность рабочих процессов, связанных с перевозкой грузов или пассажиров между двумя конечными пунктами.
Началом рейса судна принято считать момент выдачи капитану приказа о выполнении соответствующего рабочего процесса или постановку под погрузку несамоходного судна.
Концом рейса принято считать момент окончания оформления документов на сдачу выгруженного груза или сдачу капитаном рапорта о выполненных работах.
Различают рейсы:
-   вверх и вниз;
-   с грузом и порожнем;
-   составом или корпусом (легкачем) – для буксирных судов.
Круговой рейс – это совокупность операций, совершаемых судном между двумя последовательными подачами его под загрузку (подход к груженному составу для буксировщика) в одном и том же пункте.
Оборотом тоннажа – называется совокупность рабочего процесса между двумя последовательными подачами судна под погрузку.
Оборотом тяги – называется совокупность рабочего процесса между двумя последовательными подачами буксировщика к груженному составу.