Раздел: Эксплутационные показатели работы транспортного флота

Содержание раздела:

Система эксплутационных показателей транспортного флота
По нагрузке
По скорости
По времени
По производительности и провозной способности

 

Система эксплутационных показателей транспортного флота

Эксплутационные показатели работы флота дают возможность оценить, как используется транспортный флот. Эти показатели необходимы для составления планов работы флота, для анализа и выполнения этих планов. Система эксплутационных показателей была предложена в 1923 г. Звонковым В.В. В 1932 г. на 3-м всероссийском съезде работников РТ система была утверждена.

В настоящее время показатели эксплутационной работы флота подразделяются на 4 группы:

1. По нагрузке;

2. По скорости;

3. По времени;

4. По производительности и провозной способности;

Все эксплутационные показатели тесно увязаны с техническими нормами. Однако, технические нормы лежат в основе определения эксплутационных показателей. Они рассматриваются как технико-экономические характеристики использования флота. Единицами эксплутационных показателей являются:

-   по несамоходному флоту и грузовым судам - 1 т регистровой грузоподъемности;
-   по тяге - единица мощности 1 л.с. или 1 кВт;
-   по пассажирскому и грузопассажирскому флоту - 1 место и 1 тонна.

Грузоподъемность судов при этом принимается в соответствии с Речным Регистром РФ, мощность принимается при скорости 8 км/ч (2,22 м/с).

Плановые и отчетные показатели могут быть определены:

-   для каждого судна отдельно,
-   для группы судов,
-   по типам флота,
-   по всему флоту в целом;
 
-   по отдельным участкам,
-   по отдельным районам,
-   по всему пароходству,
-   в целом по отрасли;
 
-   по периодам навигации,
-   за всю навигацию.

 

Показатели по нагрузке
 
Показатели по нагрузке тоннажа

К показателем по нагрузке грузового флота (тоннажа самоходного или несамоходного, тоннажа грузопассажирского) относятся следующие:

-   нагрузка по отправлению,
-   нагрузка по пробегу,
-   коэффициент использования грузоподъемности.

Нагрузка по отправлению показывает сколько тонн груза приходится на одну тонну регистровой грузоподъемности одного судна или группы судов в момент их отправления из начального пункта.

Одиночное судно:       , тонн/тонну тоннажа;

G - количество тонн груза которое находится на судне в момент отправления, т;
Qр - регистровая грузоподъемность судна, т. тнж.

Для группы судов:       , тонн/тонну тоннажа;

SG - количество груза отправленного из данного пункта за определенный период времени, т;
SQр - общая регистровая грузоподъемность тоннажа отправленного из данного пункта в груженном состоянии за тот же период времени, т. тнж.

Нагрузка по пробегу показывает какое количество тонн груза приходится на одну тонну грузоподъемности одного судна или группы судов с учетом изменений происходящих в пути следования (паузка, догрузка, подбуксировка и т.д.)

, тонн/тонну тоннажа;

SG·lг - количество ткм выполняемое одним судном или группой судов за определенный период времени, т.км;
SQ·lг - количество тоннаже-км выполняемое одним судном или группой судов за определенный период времени, тнж.км.

Коэффициент использования грузоподъемности показывает сколько тонн груза приходится на одну тонну грузоподъемности если учесть движение судов не только с грузом но и порожнем

, тонн/тонну тоннажа;

SQ·l0 - количество тоннаже-км выполняемое одним судном или группой судов за определенный период времени порожнем.


 
Показатели по нагрузке для пассажирских судов

-   населенность по отправлению,
-   населенность по пробегу,
-   коэффициент сменности пассажиров.

Населенность по отправлению показывает сколько пассажиров в среднем приходится на одно место в момент отправления судна из начального пункта

Для одного судна:       , человек/место;

У - количество пассажиров находящихся на борту судна в момент отправления судна из начального пункта, чел;
М - пассажировместимость судна, мест.

Для группы судов:       , человек/место.

Населенность по пробегу показывает количество пассажиров приходящихся на одно место с учетом их высадки и посадки в промежуточных пунктах:

, чел/место;

SУ·lпc - количество пассажирокилометров;
SМ·lc - количество местокилометров;
     lc - пробег судна;
     lпc - расстояние поездки одного пассажира.

Коэффициент сменности пассажиров. За время рейса в промежуточных пунктах происходит смена пассажиров, это учитывается коэффициентом сменности:

,

Уc - количество пассажиров перевезенных за рейс.


 
Показатели нагрузки по тяге

-   нагрузка по отправлению,
-   нагрузка по пробегу.

Нагрузка по отправлению представляет собой количество тонн груза которое приходится на единицу мощности в момент отправления состава из начального пункта:

Для состава:       , т/л.с.

G -количество тонн груза погруженное на суда состава в момент отправления из начального пункта;
Np - регистровая мощность, л.с.

Для группы составов:       , т/л.с.

SG - количество тонн груза отправленного во всех составах из данного пункта за определенный период времени, т;
SNp - общая регистровая мощность буксирных судов, которые отправляются из данного пункта с груженными составами за тот же период времени, л.с.

Нагрузка по пробегу для тяги отражает количество тонн груза которое приходится на единицу мощности с учетом изменений происходящих с составом в пути следования:

, т/л.с.

SNp·lг - количество сило-км одного судна или группы судов при движении с груженными баржами за определенный период времени.

 

Показатели по скорости

К эксплутационным показателям по скорости относятся:

1. Техническая скорость;

2. Путевая скорость;

3. Маршрутная скорость.


 
Техническая скорость.

Для одиночного судна:       , км/сутки;

Для группы судов по тоннажу:       , км/сутки;

SQp·lгр - тоннажекилометры;
SQp·txгр - количество тоннажесуток хода с грузом.

Для тяги:       , км/сутки;

SNp·tгрх - количество силосуток хода буксировщика с груженными судами.

Для пассажирских судов:       , км/сутки;

SМ·lпс - местокилометры;
SМ·tпсx - количество местосуток за расчетный период времени.


 
Путевая скорость.

При определении путевой скорости учитывают не только время хода, но и продолжительность всех стоянок в пути, т.е. учитывается валовое время при движении между начальным и конечным пунктами.

Для одиночного судна:       , км/сутки;

tпгр - путевое время, продолжительность технических, грузовых, технологических операций в пути.

Для группы судов:

    По тоннажу:       , км/сутки;

SQp·t’п - тоннаже сутки нахождения судов под техническими, технологическими и гр. операциями в пути.

    Для тяги:       , км/сутки;

    Для пассажирских судов:       , км/сутки.


 
Маршрутная скорость.

Это скорость относительно берега, рассчитанная с учетом всех потерь времени связанных с транспортировкой груза, включая грузовые операции в начальном и конечном пунктах.

Для одиночного судна:       , км/сутки;

                               tмарш = tн + tx + tп + tк

tн - затраты времени на грузовые операции в начальном пункте;
tx - время хода;
tп - затраты времени на технические и технологические операции в пути;
tк - затраты времени на грузовые операции в конечном пункте.

Для тоннажа:       , км/сутки;

Для тяги:       , км/сутки.

 

Показатели по времени

К показателям по времени транспортных судов относятся:

-   средний оборот судна;
-   коэффициент использования времени на ход с грузом.

Средний оборот судна. Различают средний оборот тоннажа и средний оборот тяги.

Средний оборот тоннажа - совокупность операций составляющих технологический процесс, между двумя последовательными подачами судна под погрузку.

Для одиночного судна:       , суток.

tэ - общая продолжительность рабочего времени за вычетом времени нахождения судна вне эксплуатации (ремонт, докование);
m - общее число оборотов (количество грузовых рейсов).

Средний оборот тоннажа для группы судов:       , суток.

SQp·t’э - общее количество тоннаже суток в эксплуатации;
SQp·mэ - общее количество тоннаже рейсов с грузом.

Таким образом в средний оборот включается время, которое затрачивается судами на выполнение всех операций транспортного процесса в течение расчетного периода (ход с грузом и порожнем, маневры, ожидание гр. работ, и др.)

Средний оборот тяги - совокупность операций составляющих технологический процесс, между двумя последовательными подачами тяги к груженному составу.

, сут;

SNр·tэ - общее количество силосуток, которое затрачивает судно на все элементы транспортного процесса по буксирному судну;
SNр·mэ - общее количество сило рейсов с груженными судами.

Для пассажирских судов этот показатель не считается, т.к. средний оборот равен типовому обороту.

Коэффициент использования времени на ход с грузом определяет долю затрат времени на операцию движения судна с грузом, из общих затрат времени на расчетный период.

Для одиночного судна:        < 1 (0,33 - 0,35);

tх.гр. - время хода с грузом за расчетный период;
tэ - время эксплуатации.

Для тоннажа группы судов:       ;

Для тяги:       ;

Для пассажирских судов:       .

 

Показатели производительности работы флота и его провозной способности

-   показатель производительности;
-   показатель провозной способности.

Среди показателей производительности работы флота выделяют два:

-    показатель производительности в ходовые с грузом сутки;
-    показатель валовой производительности.

Показатель производительности в ходовые с грузом сутки представляет собой объем продукции в тонно-километрах, сило-километрах или пассажиро-километрах выполняемый одной тонной грузоподъемности грузового судна, единицей мощности буксирного судна или одним местом пассажирского судна в течении суток чистого хода.

Для тоннажа:       , ткм/тнж сутки хода;
 
             через элементные показатели:       .

Для тяги:       , сило-км/тнж сутки хода;
 
             через элементные показатели:       .

Для пассажирских судов:       , псжкм/тнж сутки хода.

Показатель производительности в валовые сутки это объем продукции выполняемый одной единицей грузоподъемности (мощности, пассажировместимости) за сутки валовые (с учетом всех затрат эксплутационного времени).

Для тоннажа:       , ткм/тнж сутки валовые;

Для тяги:       , сило-км/тнж сутки валовые;

Для пассажирских:       , псжкм/тнж сутки валовые.

Провозная способность флота показывает, какое количество продукции в ткм выполняет судно (группа судов) за определенный период времени.

Для грузового флота:       , ткм;

Для тяги:       , сило-км;

Для пассажирских:       , псжкм.

 

В начало.    К оглавлению.    Разделы:     1    2    3    4    5    6    7    8    9    10   
 
Следующий раздел
 

Автор: ДТН, профессор ЗАЧЕСОВ Венидикт Петрович
Записал, сверстал и опубликовал: Кычкин
Страничка сверстана в WordPad'e, оптимизирована для просмотра в IE5 с разрешением 800х600
Hosted by uCoz