Содержание раздела:
Система эксплутационных показателей транспортного флота
По нагрузке
По скорости
По времени
По производительности и провозной способности
 
Эксплутационные показатели работы флота дают возможность оценить, как используется транспортный флот. Эти показатели необходимы для составления планов работы флота, для анализа и выполнения этих планов. Система эксплутационных показателей была предложена в 1923 г. Звонковым В.В. В 1932 г. на 3-м всероссийском съезде работников РТ система была утверждена.
В настоящее время показатели эксплутационной работы флота подразделяются на 4 группы:
1. По нагрузке;
2. По скорости;
3. По времени;
4. По производительности и провозной способности;
Все эксплутационные показатели тесно увязаны с техническими нормами. Однако, технические нормы лежат в основе определения эксплутационных показателей. Они рассматриваются как технико-экономические характеристики использования флота. Единицами эксплутационных показателей являются:
- по несамоходному флоту и грузовым судам - 1 т регистровой грузоподъемности;
- по тяге - единица мощности 1 л.с. или 1 кВт;
- по пассажирскому и грузопассажирскому флоту - 1 место и 1 тонна.
Грузоподъемность судов при этом принимается в соответствии с Речным Регистром РФ, мощность принимается при скорости 8 км/ч (2,22 м/с).
Плановые и отчетные показатели могут быть определены:
- для каждого судна отдельно,
- для группы судов,
- по типам флота,
- по всему флоту в целом;
 
- по отдельным участкам,
- по отдельным районам,
- по всему пароходству,
- в целом по отрасли;
 
- по периодам навигации,
- за всю навигацию.
 
К показателем по нагрузке грузового флота (тоннажа самоходного или несамоходного, тоннажа грузопассажирского) относятся следующие:
- нагрузка по отправлению,
- нагрузка по пробегу,
- коэффициент использования грузоподъемности.
Нагрузка по отправлению показывает сколько тонн груза приходится на одну тонну регистровой грузоподъемности одного судна или группы судов в момент их отправления из начального пункта.
Одиночное судно: , тонн/тонну тоннажа;
G - количество тонн груза которое находится на судне в момент отправления, т;
Qр - регистровая грузоподъемность судна, т. тнж.
Для группы судов: , тонн/тонну тоннажа;
SG - количество груза отправленного из данного пункта за определенный период времени, т;
SQр - общая регистровая грузоподъемность тоннажа отправленного из данного пункта в груженном состоянии за тот же период времени, т. тнж.
Нагрузка по пробегу показывает какое количество тонн груза приходится на одну тонну грузоподъемности одного судна или группы судов с учетом изменений происходящих в пути следования (паузка, догрузка, подбуксировка и т.д.)
SG·lг - количество ткм выполняемое одним судном или группой судов за определенный период времени, т.км;
SQ·lг - количество тоннаже-км выполняемое одним судном или группой судов за определенный период времени, тнж.км.
Коэффициент использования грузоподъемности показывает сколько тонн груза приходится на одну тонну грузоподъемности если учесть движение судов не только с грузом но и порожнем
SQ·l0 - количество тоннаже-км выполняемое одним судном или группой судов за определенный период времени порожнем.
-   населенность по отправлению,
-   населенность по пробегу,
-   коэффициент сменности пассажиров.
Населенность по отправлению показывает сколько пассажиров в среднем приходится на одно место в момент отправления судна из начального пункта
Для одного судна: , человек/место;
У - количество пассажиров находящихся на борту судна в момент отправления судна из начального пункта, чел;
М - пассажировместимость судна, мест.
Для группы судов: , человек/место.
Населенность по пробегу показывает количество пассажиров приходящихся на одно место с учетом их высадки и посадки в промежуточных пунктах:
SУ·lпc - количество пассажирокилометров;
SМ·lc - количество местокилометров;
  lc - пробег судна;
  lпc - расстояние поездки одного пассажира.
Коэффициент сменности пассажиров. За время рейса в промежуточных пунктах происходит смена пассажиров, это учитывается коэффициентом сменности:
Уc - количество пассажиров перевезенных за рейс.
- нагрузка по отправлению,
- нагрузка по пробегу.
Нагрузка по отправлению представляет собой количество тонн груза которое приходится на единицу мощности в момент отправления состава из начального пункта:
Для состава:  , т/л.с.
G -количество тонн груза погруженное на суда состава в момент отправления из начального пункта;
Np - регистровая мощность, л.с.
Для группы составов:  , т/л.с.
SG - количество тонн груза отправленного во всех составах из данного пункта за определенный период времени, т;
SNp - общая регистровая мощность буксирных судов, которые отправляются из данного пункта с груженными составами за тот же период времени, л.с.
Нагрузка по пробегу для тяги отражает количество тонн груза которое приходится на единицу мощности с учетом изменений происходящих с составом в пути следования:
SNp·lг - количество сило-км одного судна или группы судов при движении с груженными баржами за определенный период времени.
 
К эксплутационным показателям по скорости относятся:
1. Техническая скорость;
2. Путевая скорость;
3. Маршрутная скорость.
Для одиночного судна:  , км/сутки;
Для группы судов по тоннажу:  , км/сутки;
SQp·lгр - тоннажекилометры;
SQp·txгр - количество тоннажесуток хода с грузом.
Для тяги: , км/сутки;
SNp·tгрх - количество силосуток хода буксировщика с груженными судами.
Для пассажирских судов:  , км/сутки;
SМ·lпс - местокилометры;
SМ·tпсx - количество местосуток за расчетный период времени.
При определении путевой скорости учитывают не только время хода, но и продолжительность всех стоянок в пути, т.е. учитывается валовое время при движении между начальным и конечным пунктами.
Для одиночного судна:  , км/сутки;
tпгр - путевое время, продолжительность технических, грузовых, технологических операций в пути.
Для группы судов:
  По тоннажу:  , км/сутки;
SQp·t’п - тоннаже сутки нахождения судов под техническими, технологическими и гр. операциями в пути.
  Для тяги:  , км/сутки;
  Для пассажирских судов:  , км/сутки.
Это скорость относительно берега, рассчитанная с учетом всех потерь времени связанных с транспортировкой груза, включая грузовые операции в начальном и конечном пунктах.
Для одиночного судна:  , км/сутки;
tн - затраты времени на грузовые операции в начальном пункте;
tx - время хода;
tп - затраты времени на технические и технологические операции в пути;
tк - затраты времени на грузовые операции в конечном пункте.
Для тоннажа:  , км/сутки;
Для тяги:  , км/сутки.
 
К показателям по времени транспортных судов относятся:
-   средний оборот судна;
-   коэффициент использования времени на ход с грузом.
Средний оборот тоннажа - совокупность операций составляющих технологический процесс, между двумя последовательными подачами судна под погрузку.
Для одиночного судна:  , суток.
tэ - общая продолжительность рабочего времени за вычетом времени нахождения судна вне эксплуатации (ремонт, докование);
m - общее число оборотов (количество грузовых рейсов).
Средний оборот тоннажа для группы судов:  , суток.
SQp·t’э - общее количество тоннаже суток в эксплуатации;
SQp·mэ - общее количество тоннаже рейсов с грузом.
Таким образом в средний оборот включается время, которое затрачивается судами на выполнение всех операций транспортного процесса в течение расчетного периода (ход с грузом и порожнем, маневры, ожидание гр. работ, и др.)
Средний оборот тяги - совокупность операций составляющих технологический процесс, между двумя последовательными подачами тяги к груженному составу.
SNр·tэ - общее количество силосуток, которое затрачивает судно на все элементы транспортного процесса по буксирному судну;
SNр·mэ - общее количество сило рейсов с груженными судами.
Для пассажирских судов этот показатель не считается, т.к. средний оборот равен типовому обороту.
Коэффициент использования времени на ход с грузом определяет долю затрат времени на операцию движения судна с грузом, из общих затрат времени на расчетный период.
Для одиночного судна:   < 1 (0,33 - 0,35);
tх.гр. - время хода с грузом за расчетный период;
tэ - время эксплуатации.
Для тоннажа группы судов:
Для тяги:
Для пассажирских судов:  .
 
-   показатель производительности;
-   показатель провозной способности.
Среди показателей производительности работы флота выделяют два:
-   показатель производительности в ходовые с грузом сутки;
-   показатель валовой производительности.
Показатель производительности в ходовые с грузом сутки представляет собой объем продукции в тонно-километрах, сило-километрах или пассажиро-километрах выполняемый одной тонной грузоподъемности грузового судна, единицей мощности буксирного судна или одним местом пассажирского судна в течении суток чистого хода.
Для тоннажа:  , ткм/тнж сутки хода;
 
  через элементные показатели:  .
Для тяги:  , сило-км/тнж сутки хода;
 
  через элементные показатели:  .
Для пассажирских судов:  , псжкм/тнж сутки хода.
Показатель производительности в валовые сутки это объем продукции выполняемый одной единицей грузоподъемности (мощности, пассажировместимости) за сутки валовые (с учетом всех затрат эксплутационного времени).
Для тоннажа:  , ткм/тнж сутки валовые;
Для тяги:  , сило-км/тнж сутки валовые;
Для пассажирских:  , псжкм/тнж сутки валовые.
Провозная способность флота показывает, какое количество продукции в ткм выполняет судно (группа судов) за определенный период времени.
Для грузового флота:  , ткм;
Для тяги:  , сило-км;
Для пассажирских:  , псжкм.