Содержание раздела:
Формы организации движения флота. Понятие грузовой линии.
Понятие судопотока
Расчет частоты и интервала отправления судов на линию
Организация линий и интервал пропуска
 
В зависимости от условий работы на речном транспорте выделяются следующие формы организации работы транспортного флота:
-   линейная;
-   рейсовая;
-   экспедиционная.
Она предусматривает следующее:
-   организацию движения грузового флота, при которой на линию закрепляются однотипные суда с учетом их эффективного использования;
-   взаимоувязанную работу всех звеньев обслуживающих транспортный процесс;
-   расчетное выполнение плана перевозок на основе графика движения флота.
Ее используют в основном при эпизодическом завозе груза. При рейсовой форме организация движения судов осуществляется по нормативным графикам, а календарность их отправления устанавливается в процессе оперативного диспетчерского руководства. В последние годы рейсовая форма приобретает существенное значение в работе транспортного флота в связи с сокращением перевозок грузов, а также сокращением отдельных отправок.
Экспедиционная.Экспедиционную форму применяют по особо разработанному плану. Этот план определяет:
-   количество перевозок;
-   потребность во флоте;
-   сроки выполнения экспедиции.
Обычно экспедиционную форму используют в начальный (весенний) период навигации при завозе грузов на боковые и малые реки.
Под грузовой линией понимают транспортную связь, по которой осуществляется регулярное движение однотипных грузовых судов, по расписанию или графику с определенным интервалом отправления.
Грузовая линия характеризуется следующими параметрами:
-   номером линии,
-   пунктами отправления и назначения,
-   родом перевозимого груза,
-   типом судна и его загрузкой,
-   интервалом отправления судов,
-   продолжительностью работы,
-   временем кругового рейса или рейса,
-   количеством перевозок за навигацию,
-   количеством работающих судов.
Грузовая линия классифицируются следующим способом:
-   транзитные и местные;
-   постоянного действия и периодического;
-   сухогрузные, наливные и плотовые;
-   обслуживаемые самоходным грузовым и несамоходным флотом.
Линии постоянного действия организуются обычно для устойчивых грузовых потоков, где грузы к перевозке предъявляются в течении всей навигации.
Линии периодического действия организуют для освоения сезонных грузопотоков (хлеб, с/х продукция).
В период интенсивного развития речного транспорта на внутренних водных путях действовали комплексные линии. Суть комплексных линий состоит в следующем: Такие линии организуют для мощных устойчивых грузовых потоков с постоянным интервалом отправления. Суда на линиях работают по расписанию. За каждой линией в пунктах отправления и назначения закрепляется конкретная механизация.
Грузовые линии делятся на маршрутные и сборные.
Маршрутными называются линии на которых грузовые суда перевозят груз из одного пункта погрузки в один пункт выгрузки без изменения веса состава в пути следования.
Сборные линии характерны для составов. На таких линиях в пути следования меняется состав, в связи с тем, что по условиям работы осуществляется подчалка или отчалка барж.
 
На речном транспорте есть три взаимосвязанных понятия:
1. ГРУЗОПОТОК
2. ТОННАЖЕПОТОК
3. СУДОПОТОК
Грузовой поток - количество перевозимых однородных грузов на отдельном участке водного пути (тыс. т).
Тоннаже поток - количество тонн тоннажа который числится на балансе пароходства и может быть использован в транспортном процессе (тыс. т. тоннажа).
Судовой поток - измеряется числом однотипных грузовых судов, которые отправляются за расчетный период из пункта отправления с однородным грузом или порожнем в один пункт назначения (ед).
Судопоток характеризуется:
-   размером,
-   периодом отправления,
-   частотой,
-   интервалом.
Судопоток может быть груженый и порожний.
Размер груженного судопотока:  , ед.
SGi - количество перевозок i-го груза за расчетный период;
Qэi - норма загрузки типового судна i-м родом груза.
В практике речного транспорта имеет место различное сочетание грузовых судопотоков прямого и обратного направления.
Одному груженному судопотоку прямого направления соответствует один груженый судопоток обратного направления:
Одному груженному судопотоку прямого направления соответствует несколько судопотоков обратного направления:
Нескольким груженным судопотокам прямого направления соответствует несколько груженных судопотоков обратного направления:
Во всех сочетаниях судопотоки прямого и обратного направления равны между собой.
Период отправления:
tотп - период отправления судов на линию;
tэ - общая продолжительность навигационного периода;
tвв - время ввода судов в эксплуатацию;
tр - продолжительность последнего груженного рейса;
tвыв - время вывода судна из эксплуатации.
 
Характеристикой судопотока является частота и интервал отправления судов на линию.
Частота (Ч’) отправления или плотность судопотока выражает среднее количество судов отправляемых из пункта их погрузки за 1 сутки периода их отправления.
Интервал отправления - среднее время в сутках между двумя последовательными отправлениями судов, из того же пункта погрузки:
 
Расчетная величина интервала отправления обычно получается не целым числом суток. Дробное значение интервала отправления определяет несколько сроков отправления судов из начального пункта. Дробное значение интервала отправления осложняет задачу согласования движения флота с одной стороны, с другой стороны возникает сложность взаимной работы флота и портов, а т.ж. согласования работы тяги и тоннажа.
Для того, чтобы устранить эти негативные явления, при разработке грузовых линий величину расчетного интервала обычно округляют до ближайшего целого числа. Это дает возможность установить время отправления судов, а т.ж. их прибытие в порты в одни и те же часы.
Правило 1.
При интервале отправления менее суток для освоения грузопотока организуют две линии и более, из которых либо все имеют интервал, либо все кроме одной.
В тех случаях, когда нет возможности освоить весь объем перевозок грузов по линейной форме, применяют рейсовую. При этом определяется размер судопотока по линейной и по рейсовой формам.
Пример: tотп = 180 сут.   m’c = 200 отправлений; тогда:   Ч’ = 200/180 = 1 + 1/9
По линейной форме будет выполнено 180 отправлений, а 20 по рейсовой.
Если интервал отправления до 6 суток включительно, то считается, что флот работает по линейной форме; если интервал больше 6 суток, то по рейсовой.
Если нужно определить количество груза отправленного по линейной форме и количество по рейсовой форме, необходимо число отправлений по линейной и число отправлений по рейсовой умножить на эксплутационную грузоподъемность судна.
Пример: Qр = 2000 т.   Р’ = 1
По линейной: 180 · 2000 = 360 тыс. т.
По рейсовой: 20 · 2000 = 40 тыс. т.
Правило 2.
При интервале отправления равном дробному числу и превышающему сутки, его округляют до ближайшего меньшего числа и определяют интервал пропуска для отправления судов на линии или увеличивают до ближайшего целого числа принимая две формы организации движения линейную и рейсовую.
t’uпроп - показывает в какие сутки цикла не будет отправления.
t’uрасч - расчетный дробный интервал превышающий сутки;
t’uприн - интервал принятый после округления до ближайшего целого числа.
Обязательное условие: интервал пропуска должен быть равен целому числу кратному принятому интервалу отправления судов на линии.
Пример: tотп = 180 сут.   m’c = 150 отправлений.
t’uрасч = 180/150 = 1,2 сут.;
t’uпроп = (1,2 · 1,0)/(1,2 - 1,0) = 6 сут.
Таким образом можно организовать линию с интервалом отправления 1 сутки, но интервал пропуска будет равен 6 суткам.